Типовой устав ООО №14

пункт 7 содержит устаревшую норму закона

пункт 10 противоречит закону

пункт 2 и пункт 4 содержат внутренние противоречия


Правила
Типового устава №14
Преимущественное право
участники "по умолчанию" обладают преимущественным правом покупки доли при её продаже другим участником третьему лицу (в уставе не указано)
Наличие печати
общество "по умолчанию" действует без печати (в уставе не указано)

Утвержден
приказом Минэкономразвития России
от 01.08.2018 №411

Зарегистрирован
Минюстом России 21.09.2018 №52201

ТИПОВОЙ УСТАВ №14

НА ОСНОВАНИИ КОТОРОГО ДЕЙСТВУЕТ ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

I. Общие положения

II. Права и обязанности участников Общества

III. Порядок перехода доли или части доли участника Общества в уставном капитале Общества к другому лицу

IV. Выход участника из Общества

V. Управление в Обществе

VI. Порядок хранения документов Общества и порядок предоставления информации участникам Общества и другим лицам

VII. Сделки Общества, в совершении которых имеется заинтересованность

VIII. Реорганизация и ликвидация Общества



Комментарии к положениям Типового устава №14

Пункт 1

Первый и единственный пункт первого параграфа "ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ":

"Общество с ограниченной ответственностью (далее – Общество), действующее на основании настоящего Типового устава, создано в соответствии с законодательством Российской Федерации."

из общих положений лишь вводит сокращение:

"Общество с ограниченной ответственностью (далее – Общество)"

и содержит декларацию о том, что Общество,

"действующее на основании настоящего Типового устава, создано в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Но можно ли считать Общество, которое при своём учреждении выбрало Типовой устав, содержащий противоречия действующему законодательству, созданным "в соответствии с законодательством Российской Федерации", покажет время.

Известны случаи, когда регистрирующие органы (МИ ФНС) принимали решения об отказе в государственной регистрации обществ, учредители которых решали воспользоваться сервисом сайта nalog.ru, выбрав для себя Типовую форму устава от ФНС, которая тогда, три года назад, не соответствовала действующему законодательству.

Вернуться к уставу

Пункт 2

"Участники Общества имеют права и несут обязанности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее – Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью")."

Пункт 2 только с виду кажется "пустой отсылкой" к закону – ненужным балластом любого устава.

В пункте 2 написано:

"участники имеют права и несут обязанности, предусмотренные ГК и 14-ФЗ".

На самом деле это не так.

В данном Типовом уставе участники получают права и обязанности, которые ни указанными и ни какими другими законами не предусмотрены.

Здесь каждый участник наделяется полномочиями единоличного исполнительного органа общества.

Что противоречит как ныне действующему законодательству, так и самой формулировке пункта 2 устава.

Таким образом, пункт 2 данного Типового устава содержит внутреннее противоречие пункту 10.

Вернуться к уставу

Пункт 3

"Участник Общества вправе продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или ее части в уставном капитале Общества одному или нескольким участникам данного Общества."

Пункт 3 полностью воспроизводит императивную норму первого предложения пункта 2 статьи 21 14-ФЗ:

"Участник общества вправе продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества."

Императивные нормы нельзя изменить уставом. Даже типовым.

Поэтому их нецелесообразно указывать в уставах. При изменении закона придётся вносить изменения в уставы, в том числе и в Типовые.

Вернуться к уставу

Пункт 4

"Участник Общества вправе продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или ее части в уставном капитале Общества третьим лицам с согласия остальных участников Общества."

Пункт 4 устанавливает необходимость получения согласия остальных участников на отчуждение участником своей доли или её части третьим лицам.

Причём согласие остальных участников необходимо как при продаже доли, так и при отчуждении её иным образом, например, при дарении.

Законом возможность предусмотреть в уставе необходимость получения согласия участников на продажу участником своей доли или части доли третьему лицу косвенно предусмотрена первым предложением пункта 10 статьи 21 14-ФЗ.

Но закон не определяет, как участники могут воспользоваться своим преимущественным правом покупки доли или части доли, предлагаемых для продажи третьим лицам, в случае, если уставом предусмотрена необходимость получения согласия этих же участников на эту же продажу.

Типовым уставом подобный механизм также не определён.

Такая конструкция устава формирует внутренне противоречие, которое невозможно преодолеть в случае, если участник решит продать свою долю третьему лицу.

Законом "по умолчанию" предусмотрен тридцатидневный срок со дня (с даты) получения обществом оферты, как на дачу участниками согласия на продажу доли, так и на реализацию ими же своего преимущественного права покупки этой доли.

Вернуться к уставу

Пункт 5

"Доли в уставном капитале Общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками Общества."

Пункт 5 дословно воспроизводит первую часть первого предложения пункта 8 статьи 21 14-ФЗ:

"Доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если иное не предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью".

Данным уставом иное не предусмотрено, и это правило "по умолчанию" действует независимо от того, указано оно в уставе общества или нет.

Вернуться к уставам

Пункт 6

Первое предложение пункта 6:

"Участник Общества вправе передать в залог принадлежащую ему долю или часть доли в уставном капитале Общества другому участнику Общества."

дословно воспроизводит императивную (т.е. которую невозможно изменить уставом) норму пункта 1 статьи 22 14-ФЗ:

"Участник общества вправе передать в залог принадлежащую ему долю или часть доли в уставном капитале общества другому участнику общества".

Второе предложение пункта 6 содержит правило:

"Залог доли или части доли в уставном капитале Общества третьему лицу не допускается",

отличное от диспозитивного правила, предусмотренного "по умолчанию" тем же пунктом 1 статьи 22 14-ФЗ:

" или, если это не запрещено уставом общества, с согласия общего собрания участников общества третьему лицу".

Таким образом, устав запрещает участникам передавать свои доли или части долей в залог третьим лицам.

Вернуться к уставу

Пункт 7

Первая часть первого предложения пункта 7:

"Участник вправе выйти из Общества независимо от согласия других его участников и Общества"

почти соответствует первому предложению пункта 1 статьи 26 14-ФЗ:

"Участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества"

и почти дословно воспроизводит первый абзац пункта 1 статьи 94 ГК:

"Участник общества с ограниченной ответственностью вправе выйти из общества независимо от согласия других его участников или общества путем:",

предусматривая возможность выхода участника из общества по заявлению.

Но вторая часть первого предложения пункта 7:

", направив заявление об этом Обществу"

не соответствует указанному выше первому предложению пункта 1 статьи 26 14-ФЗ и подпункту 1) пункта 1 статьи 94 ГК:

"подачи заявления о выходе из общества, если такая возможность предусмотрена уставом общества;".

В законах сказано не о "направлении заявления обществу", а о "подаче заявления" (без уточнения кому).

Ранее, до 11.08.2020, т.е. до вступления в силу законов №251-ФЗ и №252-ФЗ доля выходящего участника в соответствии с подпунктом 2) пункта 7 статьи 23 14-ФЗ переходила к обществу с даты:

"получения обществом заявления участника общества о выходе из общества, если право на выход из общества участника предусмотрено уставом общества".

Теперь эта императивная норма (т.е. правило, которое нельзя изменить уставом) изменилась.

Теперь участник для того чтобы выйти из общества ни в общество, ни куда бы то ни было ещё своё заявление не направляет. Это делает нотариус. Чтобы выход участника состоялся, нотариус, заверивший заявление участника о выходе, должен в соответствии с новым пунктом 1.1 статьи 26 14-ФЗ сам направить заявление выходящего участника. И не в общество, а в регистрирующий орган:

"Нотариус, удостоверивший заявление участника общества о выходе из общества, в течение двух рабочих дней со дня такого удостоверения подает в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявление о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц",

так как в соответствии с изменённым подпунктом 2) пункта 7 статьи 23 14-ФЗ доля теперь переходит к обществу с даты:

"внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц в связи с выходом участника общества из общества, если право на выход из общества участника общества предусмотрено уставом общества (в случае, если общество не является кредитной организацией)".

Этот пример ещё раз подтверждает нецелесообразность переписывать в устав императивные нормы законов (т.е. те нормы, которые действуют независимо от того, указаны они в уставе или нет).

По выражению К.Чуйченко:

"В этом нет никакого здравого смысла. Поскольку то, что написано в законе, будет применяться независимо от того, будет это инкорпорировано в учредительные документы или нет.".

Теперь вторая часть первого предложения данного пункта Типового устава:

", направив заявление об этом Обществу"

перестала соответствовать закону.

А Минэкономразвития пока не привело Типовые уставы в соответствие с действующим законодательством.

Это, конечно, не смертельно, но может кого-то ввести в заблуждение.

Вернуться к уставу

Пункт 8

Первый абзац пункта 8:

"Высшим органом Общества является общее собрание участников Общества."

дословно воспроизводит императивную норму (т.е. ту, которую нельзя изменить уставом) первого предложения пункта 1 статьи 32 14-ФЗ:

"Высшим органом общества является общее собрание участников общества."

о том, что высшим органом общества с ограниченной ответственностью всегда является общее собрание его участников.

И это, действительно, так!

Собрание всегда является высшим органом общества, даже в случае, когда общество состоит из единственного участника.

Уставом это не изменить.

Иное будет не соответствовать закону.

Второй абзац данного пункта:

"Порядок созыва, проведения и компетенция общего собрания участников Общества, а также порядок принятия им решений определяются Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью"."

также является "пустой отсылкой" к закону – ненужным балластом любого устава.

Вернуться к уставу

Пункт 9

"Принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения."

Пункт 9 почти дословно воспроизводит первый абзац пункта 3 статьи 67.1 ГК:

"Принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения посредством очного голосования и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении:"

(в Типовых уставах только пропущено "посредством очного голосования", которое появилось здесь позже, с 01.10.2019 ФЗ №34-ФЗ)

и первую часть диспозитивной нормы подпункта 3) пункта 3 статьи 67.1 ГК, действующую "по умолчанию", как указано в кодексе:

"общества с ограниченной ответственностью путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно".

Данным уставом иной способ не предусмотрен, а правило о подтверждении путём нотариального удостоверения "по умолчанию" действует независимо от того, указано оно в уставе общества или нет.

Вопрос: могут ли участники общества, действующего на основании такого Типового устава, всё-таки не обращаться к нотариусу за удостоверением принятия решений общим собранием, а воспользоваться указанной выше нормой закона и единогласно на общем собрании предусмотреть иной способ подтверждения принятых общим собранием решений?

Вернуться к уставу

Пункт 10

Первый абзац

"При наличии в Обществе более одного участника каждый участник Общества, действуя совместно с остальными участниками Общества, осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа Общества (директора) до тех пор, пока не перестанет быть участником Общества."

По задумке разработчика Типовых уставов, в обществе, которое будет действовать на основании такого Типового устава, образовывается один единоличный исполнительный орган (ЕИО). Полномочия этого ЕИО автоматически предоставляются всем участникам общества, которые действуют совместно.

Это противоречит действующему законодательству.

Во-первых, в обществах с ограниченной ответственностью в соответствии с абзацем 5 пункта 2 статьи 65.3 ГК и пунктом 1 статьи 40 14-ФЗ образование (избрание) ЕИО отнесено к исключительной компетенции собрания (в случае, если в обществе не создан совет директоров и уставом этот вопрос не отнесён к его компетенции).

Во-вторых, в соответствии с тем же пунктом 1 статьи 40 14-ФЗ:

"Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества".

Но срок полномочий ЕИО, порядок формирования которого предусмотрен данным пунктом не определён.

Более того, он равен бесконечности (вплоть до прекращения самого общества).

В обществе не может не быть ни одного участника, и поэтому полномочия такого ЕИО не могут никогда прекратиться досрочно.


Второй абзац

"В случае если в Обществе только один участник, такой участник Общества обладает полномочиями единоличного исполнительного органа Общества (директора) до тех пор, пока не перестанет быть участником Общества, или до тех пор, пока в Обществе не станет более одного участника."

Определяет порядок формирования и деятельности ЕИО в обществе, состоящем из единственного участника.

Единственный участник обычно действительно является и ЕИО этого общества, а при смене участника меняется и ЕИО.

Но предложенный разработчиком Типовых уставов принцип формирования ЕИО противоречит действующему законодательству (смотри комментарий к первому абзацу).


В своих пояснениях "Как работать с новыми уставами. Ответы разработчика" разработчик Типовых уставов к.ю.н. А.Кузнецов пишет:

"Что писать в типовых уставах, какими им быть, определялось исходя из того, что ГК и Закон об ООО содержат ряд диспозитивных правил, которые позволяют ООО самостоятельно решать отдельные вопросы в рамках своих уставов. Охватить все возможные варианты попросту невозможно, поэтому в итоге отобрали наиболее часто используемые в хозяйственной практике опции."

Интересно было бы посмотреть хотя бы на один из трёх миллионов уставов действующего или когда-либо действовавшего ООО, в котором бы на практике использовалась опция такого формирования ЕИО.

При этом, разработчик Типовых уставов в своих комментариях делает оговорку:

"По своему значению типовые уставы по мере накапливания судебной практики станут равны обычным дефолтным правилам закона – предусмотренным законом правилам, которые применяются, если иное не установлено уставом."


Выводы может каждый для себя сделать сам.

Но, может быть, следует сначала законы изменить, а не превращать Типовые уставы в законы, пусть даже и в "дефолтные"?

Вернуться к уставу

Пункт 11

Права и обязанности единоличного исполнительного органа Общества, а также его компетенция определяются Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью"."

Пункт 11 также является "пустой отсылкой" к закону – ненужным балластом любого устава.

Вернуться к уставу

Пункт 12

"Общество хранит документы, предусмотренные Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью", по месту нахождения его единоличного исполнительного органа и обязано предоставлять к ним доступ в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью"."

Данный пункт является не просто безобидной "пустой отсылкой" к закону – ненужным балластом любого устава.

Он не только воспроизводит недействующую с 30.07.2017 норму закона о том, что

"общество хранит документы по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества",

но и в отличие даже от этой недействующей нормы, которая предоставляла обществу право выбора, где хранить документы (устанавливая лишь некоторые требования), определяет, что документы должны храниться только:

"по месту нахождения его единоличного исполнительного органа".

Действующая статья 50 14-ФЗ, которая устанавливает требования к хранению документов общества и предоставлению информации участникам, не даёт никаких указаний, где должны храниться документы общества, и что место хранения документов должно быть указано в уставе.

Подобное положение устава открывает дополнительные, пусть и не законные, возможности для налоговых органов считать адреса обществ, по которым отсутствуют какие-либо документы из списка, указанного в статье 50 14-ФЗ, недостоверными.

Вернуться к уставу

Пункт 13

"Сделки Общества, в совершении которых имеется заинтересованность, совершаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью"."

Данный пункт является "пустой отсылкой" к закону – ненужным балластом любого устава.

В соответствии с пунктом 9 статьи 45 14-ФЗ в уставе общества можно предусмотреть, что положения статьи 45 14-ФЗ (о сделках с заинтересованностью) к обществу, действующему на основании такого устава, не применяются.

Ни один Типовой устав не содержит данное правило.

Вернуться к уставу

Пункт 14

"Реорганизация и ликвидация Общества осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации."

Данный пункт также является "пустой отсылкой" к закону – ненужным балластом любого устава.

Вернуться к уставу


Быстрый переход к любому Типовому уставу

Типовой устав содержит:

устаревшую норму закона

одно положение, которое противоречит закону

два и более положения, которые противоречат закону

одно внутреннее противоречие

два и более внутренних противоречия

требование обязательного нотариального удостоверения всех решений общих собраний участников

(подчёркнуто) 


Далее